Т Е А Т Р
"ГАЛАКТИКА"
ПЕРВЫЙ СЕЗОН
Пушкин был историком там, где не думал быть им и где часто не удаётся стать им настоящему историку. Капитанская дочка была написана между делом, среди работ над пугачёвщиной, но в ней больше истории, чем в Истории пугачёвского бунта, которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману.
В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ
НАЧАЛО...
2008
Как-то в начале ноября 2008 года я встречаю одного своего приятеля. За кратким разговором он вдруг спрашивает: "А что, в театре Гоголя появился ещё и театр Гоголя 2?" Я - в недоумении: "Как так?" А он: "Странно, что ты ничего не знаешь. Что ж, там, видать, у людей воистину головы умные и с глубоким опытом дела, - получали госдотации как на одно культмассовое предприятие, а теперь будут получать на целых два. И, главное-то, все и всё - как прежде, в одной корзинке: и сцена, и декорации, и персонал, и костюмы, и актёры. А денег вдвое больше... Круто, да?" По сути, ответа у меня не было. Не знаю, говорю, как там насчёт всего прочего, но в плане "денег вдвое больше" - это уж точно маловероятно. Во-первых, театр им. Гоголя и театр "Галактика" по градации реальной деятельности и социальной устойчивости несопоставимы; а во-вторых, почти во всех московских театрах деловые связи и авантюрные взаимоотношения до того сложно переплетены и сокрыты, что типа сам чёрт не разберётся - не то, что сторонний человек...
Так, в принципе, я узнал о существовании нового театра под столь шикарным названием - "ГАЛАКТИКА", который открыл свой первый сезон спектаклем "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА".
СОПУТСТВУЮЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Генеральный директор - ЛИАНА ГУРАМИЕВНА БАЛЬДЯСОВА.
Очень обаятельная женщина, не упускающая ни на минуту вопросы дела. Оценка её квалификации однозначна: высококлассный специалист, касательно маркетинга по распространению и продаже билетов на театральные представления, и в этой сфере деятельности она обладает гигантским практическим опытом. До нынешней своей должности 8 лет была помощником директора театра им. Гоголя в качестве зам. директора.
ПРОДОЛЖЕНИЕ...
2009
Часть первая
Благодарю Вас, уважаемая Лиана Гурамиевна, за то, что Вы, по воле случая, ознакомившись в интернете с моей страницей о вашем театре «Галактика», нашли возможность и позвонили мне на предмет нашей с Вами встречи, что было мною воспринято как с ниспосланное великое счастье. 20-ого августа, вечером, мы встретились face to face у вас в директорском офисе, проговорили свыше часа – мне многое положительно объяснилось; но главное, Ваше личностное обаяние и нешуточная грамотность в сугубо театральном деле настолько и до того меня тронули и поразили, что я готов был чуть ли не объявить на весь мир, что сейчас же напрочь отрекаюсь от всех своих примеров-учителей – Шекспира, Гоголя и Булгакова и тут же, и навсегда объявляю себя Вашим предельно верным и самым преданным учеником!
Само собою разумеется, я чрезвычайно осведомлён о многих бесстыдствах и иных далеко непохвальных разного рода поступках, творящихся в московском театральном мире, и о всей той цепко укоренившейся бестолковщине в системе отечественного театра, но мало найдётся таких людей, интересных и деятельных в векторе порядочного поведения, которых было бы можно сопоставить с таким явлением как ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕАТРА, особо важным отличительным признаком которого следует признать одно и единственное – государство не должно платить заработную плату творческим работникам театра.
Владимир Коренев
Это у остарелого артиста Владимира Коренева, еле вылезающего из своего красного «Пежо» и вползающего исправно более четырёх десятков лет в один и тот же четырёхэтажный саркофаг-крысятник под названием «ТЕАТР им. К.С. СТАНИСЛАВСКОГО», всё до маразма просто и ясно, типа «Государство не понимает, театр - это как женщина, его содержать надо», - эфир в августе сего года на радио «Эхо Москвы». Так это ж тогда получается у Вас, Владимир Борисович, что театр – не более и не менее, а самая натуральная шлюха, проститутка, покупная девка постельная для услады и утоления самых низменных и гадких страстей, очень хорошо и до всех тонкостей Вам известных как никому бы то ни было. Огромная жалость в том, что прошлый советский театр, отвечавший только за одну задачу – служить пропаганде советской морали и советского образа жизни, внёс своей наработанной и окостенелой системой в сознания, в частности, режиссёров и актёров позорный дух иждивенчества, паразитарности и горделивой привилегированности.
Никогда никого и нигде театр не научил ничему хорошему, потому что театр – это вид того или иного развлечения. Выбирает зритель – театр предлагает. Нет зрителя – нет театра. Но зритель есть всегда и прямая цель театра в том, чтобы заинтересовать зрителя своим товаром, чтобы тот свободно сделал покупку и остался довольным.
Театр в реальности не решает ничего – по сути, он не нужен вообще. Если бы ни одно «НО». Публика была, есть и будет, потому как в окружающем мире всякими силами человек обречён бороться со скукой. Театр есть одно из средств этой борьбы: публика тратит деньги и получает удовольствие, актёры и их организаторы продают билеты и доставляют публике удовольствия, которые та желает. Остальное в этом отношении – игры зла, то есть извращение настоящего.
Вы что, Владимир Борисович, всего этого не знаете? Не понимаете? Я извиняюсь, тогда Вы – круглый и неотёсанный дурак, и если бы не Ваш великолепный «ЧЕЛОВЕК-АМФМБИЯ» и Ваша очаровательная дочка Ирина Владимировна, то жизнь свою Вы промотали, можно сказать, в крайне порицательном смысле расточительно и, увы, весьма бездарно.
Государство всегда готово платить за то, чтобы и писатель, и художник, и режиссёр, и артист были серыми. Это значит, чтобы для каждого из них состояние мудрости было противопоказано, но при этом дозволительно всячески его имитировать.
Далее...
Тяжело скрыть, но я преклоняюсь перед Вами, Лиана Гурамиевна, – Вам звонят актёры и актрисы, и Вы никого из них не отвергаете; к Вам обращаются режиссёры с предложениями (чаще с сумасбродными), и у Вас для ознакомления со всем этим находится время. Вам присылают свои инсценировки и пьесы авторы – более, чем известно, что драматургия – самый трудное чтение, но Вы всё равно из того либо кое-что читаете, либо просматриваете… Но самое главное, чтобы блюсти свой бизнес в рамках Российского Законодательства, Вы – в постоянной занятости, касательно непосредственного дела: службы различных государственных и финансовых структур. Ваш коммерческий театр не получает от государства ни копейки. На настоящий момент Вы не знаете точно – какой будет вторая постановка, за которую возьмётся театр «ГАЛАКТИКА», но Вы над этим размышляете. Режиссёры, каждый со своей и, как правило, "оригинальной" идеей, неистово убеждает Вас в исключительности собственного проекта, и голос их един, словно лейтмотив – «Лиана Гурамиевна, дорогая, поймите, именно вот эта самая пьеса просто взывает к постановке!!!»
О драматургах...
Как показывает реальность практики, почти все они в плане театральной специфики - народ невежественный. В подавляющем большинстве никто из них даже не подозревает, что принять пьесу к постановке не так-то просто. Это классика ставится бесплатно, а всем тем авторам, кто пребывает в здравии или находится во временном секторе авторского права, надо платить гонорар, и сие – обязательная норма, опять же законодательная. Не удивительно, что этот вопрос в системе российского театра чрезвычайно серьёзный, ведь в цивилизованных странах ставящиеся драматурги – люди далеко и далеко не бедные, по сравнению с режиссёрами и, уж тем более, актёрами. В идеале, даже в современной России, если пьеса систематически задействована в репертуаре всего лишь одного театра и при удачно составленном договоре, автор может очень прилично существовать на средства от получаемого гонорара. Кому интересно, то немного сосредоточившись, ради прикидки не грех взглянуть на такую приблизительную картину:
СТАВКИ АВТОРСКОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ за публичное исполнение произведений. (В процентах - от сумм валового сбора, поступающего от продажи билетов за публичное исполнение одного произведения или программы.) ПЬЕСА в прозе - 8% (многоактная) и 2,5% (одноактная). ПЬЕСА в стихах - (соответственно) 10% и 6%. Нетрудно подсчитать: сколько может по закону реально получать автор за свою пьесу, по которой в театре поставлен спектакль. Например, в месяц пьеса идёт 5 раз; в зале посадочных мест - 300; средняя цена одного билета - 150 руб. Конечно, при всём этом нужно вычесть %%, касательно налогообложений.
Часть вторая
СВЕТ АНТИМАСТЕРСТВА
ЧЕВОКИН. Может, вот – из лицейской лирики Пушкина?
ПЕТРОВ. Ну-ка, фрагментик какой-нибудь?
ЧИНСКИЙ. Из лицейской? – интересно, интересно.
ЧЕВОКИН. (Обрадовавшись и раскрыв книгу.) Такой фрагментик, пожалуйста. (И вытерши платком уголки губ, декламирует.)
"Беда, кто в свет рождён с чувствительной душой!
Кто тайно мог пленить красавиц нежной лирой,
Кто смело просвистал шутливою сатирой,
Кто выражается правдивым языком
И русской глупости не хочет бить челом!..
Он – враг отечества, он – сеятель разврата!
И речи сыплются дождём на супостата”.
ЧИНСКИЙ. Да, Пушкин – это наше всё, но в прошлом. Ох, и его, и его – увы, пожирает время забвения.
ЧЕВОКИН. (Испуганно захлопав глазами.) Как в прошлом? Да как же так пожирает?
ЧИНСКИЙ. Увы и увы, поймите, что Пушкин – это не Шекспир. Пушкин – это всего лишь наша безвозвратная эпоха, а Шекспир – это всеобщая вечность!
Из рук у Чевокина выпадает книга. – Все смеются.
/пьеса "РЫЦАРИ ПОДМОСТКОВ", 2007/
Перед просмотром спектакля решил я всё-таки прочитать исходный материал – саму повесть. Прочитал, и что? Пресекая в себе жар желания к просторечию, скажу откровенно: я остался далеко и далеко не в восторге. Я ожидал соприкоснуться с волнующей сердце и душу тайной образной поэтики пушкинского слова, с авторским мастерством в умении блистательно формулировать и насыщать каждую стоящую мысль надлежащим содержательным развитием. К сожалению, ничего такого обнаружить не удалось. В общем, эта повесть мне показалась вялотекущим и до раздражительности архаичным словопотоком, где монологи, диалоги… манера описательности природы, предместий и всего того происходящего в ходе событий, вызывает вместо благоприятного отклика лишь отторжение. Мало того, – а если бы автором сей работы значился не Александр Пушкин, а, взять, какой-нибудь Ерофей Хвостов, да и сама бы повесть носила бы название не «Капитанская дочка», а просто «Заячий тулупчик»? Думается с большой долей вероятности, что никто бы в настоящее время совсем не знал бы ни о Швабрине, ни о семействе Гринёвых, ни о какой-то там девочке Маше Мироновой. (О таких персонажах, как Емельян Пугачёв и Екатерина II, рассуждать и вовсе бессмысленно – хитрые литераторские ходы давно известны: чтобы придать хотя бы поверхностную значимость своему произведению, авторы любят вводить туда некие попутные исторические фигуры.)
Так что «Капитанскую дочку» ныне назвать выдающейся или же чем-то интересным – мягко выражаясь, язык не поворачивается. И всё же эта вещь отчего-то более полтора столетия живёт, культивируется в школьных учебных программах, в театрах и в кино…
Художественный фильм
1958
Мультипликационный фильм
2005
Чтение
Некогда мне на ум пришла одна мысль, что Пушкин – это дешёвый российский миф, и, что особо печально, фатально не фартовый.
Мне жаль тебя, русская мысль, и тебя, русский народ! Ты являешься каким-то голым существом после тысячелетней жизни, без имени, без наследия, без будущности, без опыта.
В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ
О спектакле с первым составом исполнителей
Там, где царствует волшебный свет творчески управляемой фантазии, – там, есть возможность подглядывания за тайной осуществлённого чуда. Речь идёт, разумеется, о великом удовольствии восприятия в театре.
Посмотрев спектакль «Капитанская дочка» – ничего более не остаётся, как горестно вздохнуть и отметить: в очередной и очередной раз дядя Серёжа при участии своих подручных оруженосцев (Александр Бордуков и Вячеслав Сорокин) соделал примитивно скучную и шаблонно без стилевую работу. Быть может, для глухих и слепых этот спектакль окажется однозначно хорошим и высокохудожественным. Но дело даже не в том – хороший это спектакль или плохой, – просто этот спектакль очень низкого уровня, как с режиссёрской стороны, так и с исполнительской.
Вполне ожидаемо, что какая-нибудь пара моих дорогих подписчиков озадачится вдруг тем вопросом, которым доселе не озадачивался никогда и ни один человек на свете: вопрос о моём личном безгранично-непримиримом негативе к тому, что вытворяет в области театра Сергей Иванович Яшин. По этому поводу мои приятели и неприятели поймут меня одинаково правильно, если я отвечу им классически, а поэтому более чем ясно, – да вы, дорогие мои, и понятия не имеете, как мы с ним друг к другу привязаны, то есть, просто если бы вы сказали, вот, стою я перед вами – справа пониже луна, слева повыше солнце и над всем этим сам господь бог, а вы бы сказали: «Скажи, к примеру, Саша Петросевич, по совести скажи, кто тебе дороже, отец родной или Яшин?» - скажу: «Яшин», ей-богу!.. Да разве я охотник хлестать плетью и словесно мордовать Сергея Ивановича со всеми его художествами? – Нет, в огромной степени ошибка кому-либо так думать. Но суть-то не в этом. В данном случае, чтобы поддержать отрадное начинание нового театра «ГАЛАКТИКА», дядя Серёжа, в общем-то, не свершил ничего такого уж предосудительного (ну, капустки нарубил, само собой), ибо задача этой постановки состояла исключительно в том, чтобы стала она-постановка… как бы пробным стартовым элементом, вроде необходимого затира – иначе говоря, временная модельная глина, ради отработки механизма жизнеспособности театра.
Не стану скрывать, смотреть от начала до конца этот спектакль – это для меня оказалось… ну, можно считать за невыносимую пытку. В момент бросается в глаза пустота действий актёров из-за отвратительных штампов и сплошь дурацких приёмов условностей. А уж те омерзительнейшие плясы с завываниями квази-народных куплетов с песнопениями, достойны лишь развлекать асоциальные и беспрестанно орущие компании обожрашихся навозом полоумных дикарей. В такой зачинающейся атмосфере почти всё и сразу стало работать против надежды – понять в спектакле хоть что-то общеразумное и дельное для себя. И музыка, и футбольные ворота посередине сцены, сложенные из надоедливых шлагбаумов; и круглый экран для слайд-шоу вверху, и скверная работа художника по свету; и сверх всякой меры визуальные продукты дым-машины, и ядовитые расцветки костюмов исполнителей (в особенности, красные цвета) – всё это несло собою только раздражение. Да и чёрт с ним – с этим раздражением! Но вот что удручало и, порой, вовсе выключало сознание, так это совершенная безжизненная игра актёрского состава: говоря конкретно, я видел подавленных и полностью разложившихся людей в своей профессии, – вот это и есть результат того, что сотворяет с актёром крепостничество старого репертуарного театра. Оттого все два часа с лишним (время представления) – вместо чуда жизни человеческого духа сплошная противная и беспомощная фальшь.
Но эффект снегопада в эпизоде с бураном сделан был просто замечательно.
Я всегда жду от любого спектакля нечто свежее, новое… Но самое главное и прежде всего, я ожидаю яркого впечатляемого ОТКРЫТИЯ с тем, чтобы воспринимающе видеть и слышать необыкновенную ЛИЧНОСТЬ на сцене. Однако всё изо дня в день получается, как всегда – вместо свежего ушлое однообразие, вместо нового старьё, вместо ЛИЧНОСТИ… одни только жалкие лицедейские куклы да главные режиссёры-посредственности со своими бесчисленными ублюдками-рабами. Возможно, так всё и надо, всё так и нужно, так всё и должно быть.
Установку исполнителям даёт Сергей Иванович Яшин
Начальный фрагмент спектакля
Два с половиной месяца репециий позади...
Второй фрагмент из спектакля
В деловой задумчивости Вячеслав Николаевич Сорокин
Третий фрагмент из спектакля
ЖЕНСКИЙ СОСТАВ
(Все актрисы из Московского театра им. Н.В. Гоголя)
В образах Василисы Егоровны и Екатерины II - эта актриса невольно обращает на себя внимание. Эдакая уже не молодая, но с броской симпатией каланча с громогласным басом и огромными руками при (вне всякой нормы) размашистых движениях, она как бы в неутомимом постоянстве озабочена отыскать некого коренастого быка с целью свалить его с копыт одним ударом. Кроме всего прочего, платья на ней сидят изумительно, и макияж выполнен до вульгарности дерзко, оттого вполне привлекательно, хотя и забавно. (Интересно, кто у неё стилист?..) Впрочем, всё то работает в контексте спектакля абсолютно вхолостую: в значении как первого, так и второго своего образа актриса Ирина Выборнова выглядит какой-то наигранно разболтанной, несобранной. Впечатление такое, как будто исполнительский автопилот всё время утягивает её - то ли развернуться и вырваться из предлагаемых обстоятельств жуткой бескислородной тягомотины на сцене, то ли разом плюнуть на всех, кто рядом, и попросту обнажиться.
Противоречивое впечатление оставляет актриса Евгения Лапина-Порватова. С одной стороны – если смотреть отвлечённо, то премилое создание природы налицо. С другой же - в образе Маши она, что сверх очевидно, отнюдь не кроткая, скромная девушка «лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели». Тут иное: вся её статика, движения и взгляды сразу и без всяких сомнений выдают фактуру уже сформированной женщины с опытом разнообразных жизненных ощущений и переживаний. Конкретно, в чересчур частых сценах объятий (увы, холодных и неубедительных) с главным героем, видимое воспринимается не как текущее действие в происходящем развитии событий, а скорее проецируется как нечто из другой оперы вроде мезальянса в бальзаковском стиле. И хотя, в общем, актриса играет (точнее, отбывает) свою партию ровно, строго следуя заученному трафарету, но своей исполнительской неискренности и бесцветности ей скрыть всё ж таки не удаётся. Да она, честно признаться, к этому, пожалуй, и не очень-то стремится.
Актриса Екатерина Айсина (я вижу её воочию впервые) просто-напросто катается от эпизода к эпизоду мягкой подушкой, подпирая две свои роли маловыразительными репликами с тем усердием, дабы хоть как-то не затеряться по ходу представления. И, согласно выстроенному постановщиками заданию, она вынуждена это проделывать, наивно компенсируя свою артистическую неопытность искренним и, порой, чрезмерным старанием, беспрерывно глотая воздух счастья от настоящего сопричастия к действу, включая факт собственных шагов на сцене.
МУЖСКОЙ СОСТАВ
(Все актёры из Московского театра им. Н.В. Гоголя)
АЛЕКСАНДР ЛУЧИНИН
АЛЕКСАНДР БОРДУКОВ
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ
АЛЕКСЕЙ САФОНОВ
ЯНИС ЯКОБСОНС
ВЛАДИМИР ПРЯНЧИН
ДМИТРИЙ БУРХАНКИН
АНДРЕЙ ЗАЙКОВ
Александр Подколзин
© 2009
|