- "ГАЖЕ ВСЕХ СЕБЯ ВЕДУТ НАШИ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ И СООТЕЧЕСТВЕННИЦЫ".
Пока наше непонятное государство под названием РОССИЯ усиленно бьётся над первостепенной и наиважнейшей проблемой - самосохрание, то есть как можно дольше удержать страну от неизбежного распада; пока молодёжь почти повсеместно слетает с катушек от компьютеров с интернетом, от всякой дури и от разврата, при котором парни прочно настраиваются на волну губительного сладострастия, а девушки необратимо заражаются вредоносным самолюбием; пока все остальные день за днём тащатся по жизни сквозь нынешнюю малоинтересную действительность, где некоторые чванливо изображают из себя крутых или умных, где многие отвратительно играют в богатых, и при этом же где подавляющее большинство поголовья из всего народонаселения вынуждено не иначе как просто-напросто выживать для мук в дальнейшем, - тут вот и подгадало время общественно отмечать 200-летие со дня рождения писателя Николая Васильевича Гоголя-Яновского.
СЛУГИ ОТЧИТЫВАЛИСЬ ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ ЗА ПОЛУЧЕННОЕ БАБЛО:
В газетах и журналах замелькали печатные колонки с одними и теми же гоголевскими репродукциями, театры наштамповали груду легковесных и невыразительных спектаклей самодеятельного уровня, равнодушно-безликие чинуши по культурной части, подписывая расходники, без вопросов утвердили массу выставок, фестивалей, концертов и программ юбилейных чтений, в музеях декоративно оформили идолопоклоннические гоголевские "красные комнаты", киношники аккурат к самой дате состряпали пару громоздких и нудных фильмов (фальшиво-пафосный "ТАРАС БУЛЬБА" и претенциозно-наигранный "ВИЙ"), телевизионщики на потребу означенной темы очередями отправляли на свои каналы разных болтунов-литературоведов и запустили по ОРТ грандиозную фишку Леонида Парфёнова в союзе с Земфирой - развлекательно-исторический сериал "ПТИЦА-ГОГОЛЬ"... Даже ГосБанк отметился - выпустил в обращение монеты из драгоценных металлов, посвящённые понятно кому и какой дате... И так далее, и тому подобное...
- "Я НИ ВО ЧТО ТЕПЕРЬ НЕ ВЕРЮ И, ЕСЛИ ВСТРЕЧАЮ ЧТО ПРЕКРАСНОЕ, ТОТЧАС ЖЕ ЖМУРЮ ГЛАЗА И СТАРАЮСЬ НЕ ГЛЯДЕТЬ НА НЕГО. ОТ НЕГО НЕСЁТ МНЕ ЗАПАХОМ МОГИЛЫ".
Теперь же, когда дата прошла, участь прошедшего события более чем очевидна: отметились, потрепались, отчитались, формально причастились, искренне зевнули, проехали и благополучно забыли.
- "НИЧЕГО НЕ ВИЖУ, ВИЖУ КАКИЕ-ТО СВИНЫЕ РЫЛА ВМЕСТО ЛИЦ, А БОЛЬШЕ НИЧЕГО".
ГОГОЛЬ
"Чище горнего снега и светлей небес должна быть душа моя, и тогда только я приду в силы начать подвиги и великое поприще, тогда только разрешится загадка моего существования".
(Июнь, 1842. Берлин. В.И.Жуковскому)
ХАРАКТЕРНЫЕ СВОЙСТВА: невысокий рост, кривые ноги, нехорошие зубы, искривлённый нос, неестественное поведение и дурное воспитание, смешные привычки тарантить ногами и дёргать лицом, нелепые заботы о собственной малосимпатичной наружности, выражавшиеся смесью неряшества и безобразного щегольства, вздорные замашки и дикие выходки, а также масса несообразностей, слабостей, странностей, парадоксов и глупых причуд.
С 1848 года очень полюбил Москву.
В ЧАСТНОСТИ: он имел свойство - ни в чём себе не отказывать. Любил сливы в сахаре, пить чай с разными сладостями, играть в биллиард, но играл очень плохо.
Острые, лисьи черты лица, сближающие нос с подбородком, пронзительные и прекрасные, рыцарские черты Гоголя внезапно размазываются в пьяной, блудливой улыбке мягкого, одуловатого рта; в них сверкает что-то косое, недоброе, ускользающее, вороватое, хитрое; острота и рельефность формы странным образом становятся признаком затаённости и недосказанности, а в прячущихся, убегающих вглубь, по секретному делу, изгибах есть податливость и неназойливость видевшей виды бесстыдницы.
Образ Н.В. ГОГОЛЯ в КИНО
- "Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!"
Лучший портрет, по свидетельству современников, принадлежал карандашу А. Иванова, - облик Гоголя двоится в просветлённой и вместе нечистой, зачумлённой отъединённости.
ДАНИИЛ ХАРМС (1936 г.): "Трудно сказать что-нибудь о Пушкине тому, кто ничего о нём не знает. Пушкин - великий поэт. Наполеон менее велик, чем Пушкин. И Бисмарк по сравнению с Пушкиным ничто. И Александр I, и II, и III - просто пузыри по сравнению с Пушкиным. Да и все люди по сравнению с Пушкиным - пузыри, только по сравнению с Гоголем Пушкин сам пузырь".
В.В.РОЗАНОВ: "Никогда более страшного человека... подобия человеческого... не приходило на нашу землю".
С.Т.АКСАКОВ: "Вообще в нём было что-то отталкивающее".
И.С.ТУРГЕНЕВ: "Какое ты умное, и странное, и больное существо!"
- "Соотечественники! страшно!.. Стонет весь умирающий состав мой, чуя исполинские возрастания и плоды, которых семена мы сеяли в жизни, не прозревая и не слыша, какие страшилища от них подымутся..."
О нём можно говорить, пожалуй, бесконечно. Но вот записать о нём что-нибудь толковое - (было, есть и, я уверен, будет) определённо дело пустое. Однако насегодня для меня ясно: Гоголь есть уникальный и непревзойдённый художник; и, касательно его личности, то только лишь в нём я предполагаю идеал писательского творчества - настоящего, глубокого и совершенного.
Фёдор Михайлович Достоевский и Лев Николаевич Толстой - величайшие писатели-мыслители; они, своего рода, потрясающие интеллектуально-производственные машины, но Гоголь - вне каких-либо сравнительных оценок, потому что он - гений, единственный в русской литературе. Всё остальное - приложение.